Как я научила ребенка читать

Предисловие. Когда мы бегло читаем текст, мы, взрослые, конечно, уже не задумываемся, как мы усваиваем прочитанное. Давайте попробуем разобрать сам «алгоритм» передачи информации с бумаги. Предположим, что речь пойдет о чтении вслух. Итак:

  1. глаза видят буквы, мозг различает их, опираясь на ранее полученные знания
  2. буквы отождествляются со звуками
  3. звуки соединяются между собой в слоги и произносятся
  4. при определенном опыте, деления слова на слоги не происходит, т.е. чтение происходит настолько быстро, что слово читается слитно
  5. когда человек перестает прикладывать усилия, чтобы прочитать текст, он с легкостью усваивает прочитанное.

Вроде бы ничего не пропустила.

Обычно процессом чтения мы начинаем овладевать, пройдя пункты 1 и 2 алгоритма, т.е. выучив азбуку. Но что-то мне подсказывало, что можно действовать по-другому…

          Все началось, когда моему старшенькому было наверное года три. К тому моменту я прочитала ему почти все книги, которые были в доме и соответствовали возрасту, кроме одной – я не показывала ему азбуку, т.е. буквы. Вместо этого мы с ним играли в одну игру: «кто (или что) на какую букву», т.е. я называла слово, а ребенок должен ответить, на какую букву оно начинается. Что такое «буква» я объяснила весьма поверхностно и вобщем-то неправильно: слово состоит из букв. Мне показалось, что знания о том, что буквы мы пишем, а звуки слышим, только запутают ребенка. Придет время и он освоит и эту науку, а пока пусть будет так. Главное, что правильным ответом на вопрос «на какую букву слово мама?» будет не буква «эм», а буква «м». Так мы играли по минут пять и, как правило, не каждый день. Следующим этапом был вопрос: на какую букву заканчивается слово? И когда детка научилась выделять из слов буквы (а на самом деле звуки), мы начали играть в другую игру.

          А игра заключалась в следующем: я называла два звука (сначала согласный и гласный), а ребенок должен был их соединить, образуя таким образом слог. И на этом этапе я тоже не показывала буквы в азбуке, все происходило устно. И вот только, когда детка с легкостью стал устно соединять звуки в слоги (уже не только согласный с гласным и наоборот, а два гласных или два согласных), я показала ему азбуку. И объяснение было примерно такое:

«У каждой буквы есть своя картинка, каждая буква пишется по-разному. Вот так пишется буква М (опять же не «эм», а «м»), помнишь слово «мама» на букву М? А вот так пишется буква А, помнишь слово «Айболит» на букву А?  вспомни, какие еще ты знаешь слова на букву А?»

         Временами возвращаясь к первому этапу игры, азбуку ребенок запомнил очень быстро. И вот наконец-то пришел черед непосредственно чтению. Я начала с такими словами: «Скажи мне, как будет вместе «М» и «А»? Правильно – «МА». Так вот когда ты говоришь вместе «М» и «А», то это все равно, что читаешь!». Очень здорово, если в этот момент у Вас будут карточки с изображениями букв. Сначала положите их отдельно, а потом кладите рядом те буквы, которые детка научился легко соединять устно.

         И с этого момента процесс пошёл очень быстро.

         И тут немаловажными на мой взгляд были два момента. Первый: по моему глубокому убеждению учить читать, включая все этапы описанной игры, азбуку и первые опыты чтения,  надо на родном языке, т.е. на том, языке на котором учился говорить ребёнок, на том языке, на котором он думает. Поверьте, когда понятен принцип и есть навыки, освоить чтение на втором языке не представляет трудностей, особенно на таких похожих языках, как русский и украинский. Ребёнок должен получать удовольствие от чтения, ему должны быть понятны все слова. А если читать и не понимать, о чем читаешь, это трудно, не понятно, как-то даже бессмысленно и быстро надоедает.

         Второй момент - это первые книжки. Так как процесс обучения чтению двоих моих детей шёл быстро, я дважды не успевала купить книги, где текст написан с разделением на слоги, поэтому о полезности таких книг судить не могу. На мой взгляд, первые книги должны отвечать интересам именно Вашего ребёнка в этот момент его жизни. Текста должно быть немного, это могут быть даже раскраски с парой строчек текста под большой картинкой, или книжки с сюжетами из известных мультфильмов, или энциклопедии для малышей, где в основном картинки и подписи к ним. Словом, яркие, красивые и, главное, интересные для Вашего малыша книги. Словом, книжки должны быть таким, чтобы малышу самому хотелось их почитать! При этом сами не переставайте читать ребёнку большие книжки на ночь, но попросите прочитать его, например, название главы или какой-нибудь смешной момент, т.е. поучаствовать в процессе. Но не отказывайте ему со словами "ты же сам умеешь". Чтение книжек, особенно на ночь, это не только образование, но и момент, когда можно побыть с мамой (папой), получить от них внимание и заботу, которые малыш ждал весь день. Это почти как грудное молоко для детей старше 1 года: наесться этим не возможно, можно получить только удовольствие, успокоение, внимание и крепкий сон.

         Возможно, педагоги раскритикуют мой метод обучения чтению, но я опробовала его дважды на своих детях и получила результат. Старший еще перед школой прочел сам такие книги, как «Простоквашино», «Приключения Робинзона Крузо» на родном, русском языке, младший – практически всю серию книг, написанных по мотивам сказок Диснея, в школе у обоих детей не было никаких проблем с украинским языком.

Попробуйте сами. Буду рада, если мой совет окажется полезным для Вас и Вашего ребенка.