навчальна література для учнів шкіл
та дошкільних закладів
На что мы, взрослые, обращаем внимание при первой встрече или знакомстве с ребёнком (я имею в виду детку Вашего знакомого, друга Вашего малыша, соседского ребёнка и т.п.)? Кто-то скажет - глаза, другие - прическа, одежда, словом, внешний вид, опрятность. Но стоит только малышу заговорить, и если произносимые слова стройно складываются в грамотно построенные предложения с использованием оборотов, сравнений, вводных слов, - словом, если речь напоминает речь взрослого образованного человека, все остальное (о чем мы говорили выше) уходит на второй план. И Вы так долго находитесь под впечатлением, что рассказываете своим знакомым об этом малыше, забывая упомянуть о том, какие у него чудные глазки и симпатичный свитерок.
Почему же одни дети говорят "ну прямо как взрослые", другие изьясняются простыми предложениями, путаясь и запинаясь?
Давайте рассуждать. Как мы учим своих малышей родному языку? Сначала изо всех сил стараемся выучить базовый набор слов: семья, игрушки, еда, дом и окружающая среда. Слова малыш усваивает медленно, по одному, и предложений из них не составляет. На этом этапе у всех почти все одинаково. А дальше наступает прорыв: детка усваивает слова, множество слов ежедневно из речи взрослых, которые общаются с ним. В этот же период из выученных слов начинает формироваться речь. И тут, несомненно, большое значение имеет общий уровень образования окружающих ребенка взрослых, в первую очередь родителей: как они выражают свои мысли, как говорят друг с другом, с детьми. Дети, которые не слышат от родителей слов "тудою", "сюдою", "ихний", "ложить", "очень прекрасный", так говорить не будут. Это они потом узнают, что "глагол "ложить" без приставки не употребляется, вместо него используется глагол "класть"". А пока что дети просто знают, что "так не говорят" и речь друзей, употребляющих такие "перлы" просто режет им слух.
Но можно ли ребенка научить грамотно складывать слова в предложения, если Ваша речь далека от идеала? Ответ: можно! Проведем эксперимент сначала на себе. Для этого потребуется художественная литература, лучше проза, что-нибудь из классики, век так это 19-й - начало 20-го. То есть женские романы, детективы не подходят. И начинаем читать. Главное - прочитать, в идеале - составить устный "близкий к тексту пересказ", все как в школе. Поначалу чтение идёт туго, засыпаем, от большого количества описаний, сравнений и отступлений у мозга наступает крепатура, но сдаваться нельзя. В какой-то момент привыкаем к неспешному развитию сюжета, начинаем обращать внимание на красоту языка и в конце концов делаем вывод: "как люди жили! как тонко чувствовали!". Если эксперимент будет завершен (пересказ тоже учитывается), то уверяю, что в какой-то момент, когда, например, ситуация потребует от Вас быстрого и в то же время развернутого ответа, Вы словите себя на том, что Вам гораздо легче выразить собственные мысли, слова вроде как сами по себе складываются в предложения, речь свободна от слов-паразитов да и словарный запас существенно больше.
Вывод напрашивается сам собой: читайте ребёнку книжки! Когда детки совсем маленькие и не умеют говорить, они только накапливают в себе все знания. Читая и рассматривая книжки, Вы пополняете словарный запас малыша и прививаете интерес к чтению. И поддержать этот интерес будет стоить Вам немалых усилий. Пусть войдет в привычку чтение на ночь или после обеда, старайтесь не отказывать ребенку, когда он просит почитать ему. Да, мы действительно устаем, особенно к вечеру, и дел всегда много, но все-таки интересы ребенка гораздо важнее грязной посуды. Придёт время, когда Вы услышите речь детки и поймете, что все Ваши усилия были не напрасны. И будете гордиться ребёнком, потому что он растёт умненьким-благоразумненьким, и собой, потому что развитая речь ребёнка и его кругозор - это именно Ваша заслуга.
При этом помните, что если мы сами будем почаще брать в руки книжку, тем лучше будет результат. Во-первых, тем самым мы поддерживаем и развиваем приобретенные навыки по развитию речи, а во-вторых, на личном примере показываем детям, что читать - это интересно, увлекательно, и что чтение - это один из способов хорошо провести свободное время.
Успехов Вам, дорогие родители!