навчальна література для учнів шкіл
та дошкільних закладів
Когда ребёнок достигает возраста 5-6 лет, каждая мамочка задаёт себе вопрос: вести ли детку в школу? И готов ли ребенок к школе?
Все-таки в первую очередь я бы посоветовала обратить внимание на физическое здоровье ребёнка: если ему уже исполнилось 6 лет, но он часто и подолгу болеет, то может быть следует отложить праздник 1сентября на один год. Если в первом классе ученик больше пропускает, чем посещает, то тогда Вам придётся заменить учителя, и не только вместе делать уроки, но и овладеть программой и методикой преподавания. Потому что вроде как ответ в задаче такой же, как и у тех детей, которые были на уроке, но вот ход решения задачи был совсем не таким, как когда-то обьясняли нам.
Если ребёнок за день очень устаёт, и ему просто необходим дневной сон, то постарайтесь найти для него школу-детский сад или школу, в которой предусмотрен дневной сон для первоклашек.
Допустим, что физически Ваш ребёнок готов к школьным нагрузкам, и Вы решили поступать в первый класс. Какие знания ребенок должен показать на тестировании в каждую конкретную школу обычно известно при записи на собеседование, поэтому на этом вопросе останавливаться не буду. Вот на что я бы посоветовала обратить внимание, руководствуясь исключительно собственным опытом воспитания двоих детей.
Во-первых, это подготовка руки к письму. Это очень кропотливый труд, и как показала практика, чтобы получить результат к 6-летнему возрасту, начинать над этим работать надо лет с двух-трех. Очень важно правильно вложить ребёнку в руку карандаш (ручку, кисточку). Это особенно трудно, если Вы правша, а ребёнок левша или наоборот. Если левша, то желательно предупредить всех, кто бывает рядом (бабушек, няню, воспитательницу, учительницу), чтобы не перекладывали карандаш в правую руку. Помните также, если ребёнок не правильно держит ручку, он вынужден излишне наклоняться, буквально заглядывать в тетрадь. От этого портится и осанка, и зрение.
Теперь о главном и самом трудном - о самом письме. Многие родители думают, что главное научить ребёнка читать, грамотно излагать свои мысли, и в общем развить кругозор, пополнить знания из всех областей. А писать он научится в школе, - «ну чему-то же он должен научиться в первом классе? Ну не любит он рисовать-раскрашивать-шриховать-обводить, ну и что, научится писать и без этого, ну все же пишут!» Я тоже так думала...
Мой старший ребёнок очень редко ходил в детский сад, и поэтому программу подготовки к школе прошел в основном «по желанию»: не любил рисовать - раскрашивать, зато очень любил читать и овладел к 6 годам энциклопедическими знаниями практически самостоятельно. Пошёл он в первый класс в 6,5лет, и начались слёзы, потому что вот как раз петельки-крючечки ему и не удавались. Причём почти совсем не удавались. И на мой призыв "Перепиши!" ответом были слёзы, переходящие в истерику. Писать-то он, конечно, научился, но во-первых, нервов потратил своих и моих кучу, а во-вторых, как только стали писать в тетрадях в широкую линейку, почерк стал не только не ровным, а ещё и не разборчивым. Многие мне могут возразить, что почерк, мол, отражение характера, что все индивидуально и т.п., и в этом, несомненно, есть доля истины. Другие могут возразить, что когда человек торопится или когда нет настроения, то пишет некрасиво или неровно. Все это так, если есть цель оправдать плохой или неразборчивый почерк.
Возвращаясь к ситуации с моим сыном, учителя дважды отказали ему в участии в районной олимпиаде по украинскому языку (хотя в школьной он показывал высокий уровень) по причине: "это мы уже научились читать его каракули, а там же ведь никто ничего не разберет". И только один раз в шестом классе учительница рискнула отправить его на «Конкурс Знавців українськоі мови ім.Шевченка», где требуется проявить не так знания грамматики и произведений украинской литературы, а как раз проявить творческие способности . Единственным напутствием было : "Не торопись, пиши разборчиво". Я представляю, каких неимоверных усилий ему это стоило, но в итоге - призовое место в районном конкурсе и призовое место в городском. Этот пример иллюстрирует то, что плохой почерк иногда даже мешает детям проявить себя, свои знания , и когда на каком-либо экзамене/конкурсе выбор нужно будет сделать на основании письменной работы, может так случиться , что он будет не в пользу ребенка.
Усвоив все трудности начальной школы со своим старшим ребенком, я поняла, что на самом деле самый трудный предмет в первом классе – это письмо. Поэтому главная задача - научить детку владеть ручкой и карандашом настолько, чтобы такие упражнения, как обводка по контуру, штриховка, точное раскрашивание небольших элементов (т.е. не выходя за контур и не оставляя нераскрашенных фрагментов), рисование по клеточкам, прописывание печатных и элементов прописных букв, - не вызывали у ребёнка затруднений. Письменным буквам его действительно научат в школе, и с этим не надо торопиться - тут своя наука: как писать, как соединять между собой. Но научить ребёнка хорошо владеть ручкой - это главная задача.
Начать можно с раскрасок. Сначала выбирайте с крупными картинками с толстым контуром. Прекрасно подойдут раскраски пальчиковыми красками, а также водой, карандашами с толстым грифелем, фломастерами. Параллельно можно предложить тетрадки с такими заданиями, где не требуется точное попадание по линии, но в то же время ребёнок начинает знакомиться с разными типами линий (очень интересно потом использовать эти навыки в рисовании: ломаная - это забор или иголки у ёжика, петельки - паровозный дымок, и т.п.) . Далее приходит черед обводке по контуру, соединение точек между собой, дорисовывание недостающих элементов по образцу, прохождение лабиринтов без отрыва ручки от бумаги и т.п. Потом придёт очередь тетрадей в клеточку и линейку, где малыш будет упражняться в написании печатных букв, элементов цифр и элементов письменных букв. На этом же этапе будет очень хорошо, если детка научится ориентироваться в тетради, т.е. освоит такие понятия, как «верхний правый угол страницы», «отступить две клеточки», «пропустить одну строку», «посередине строки», т.п.
Тогда в школе письмо станет уроком, на котором все понятно и все получается.
Я очень хорошо усвоила «урок» со старшим сыном, сделала вовремя правильные выводы и когда стал подрастать младший, я всячески старалась организовывать его досуг так, чтобы как можно чаще в руке были ручки-карандаши и раскраски-«развивалки» (тут следует заметить, что природа преподнесла мне сюрприз: мой младшенький левша!). Сейчас он заканчивает первый класс и таких проблем, как со старшим, у меня нет. Я не могу сказать, что ребенок пишет идеально, но у меня просто есть с чем сравнить…
Также хочу остановиться на чтении. Многие родители задают вопрос: должен ли ребенок научиться читать до школы?
В букваре моего младшего ребёнка (он в 2014году пошел в 1класс) нет ни единой страницы с текстом "ма-ма мы-ла ра-му". Сразу полноценные тексты на страницу. Да, в задании сказано, что только часть этого текста ребёнок должен прочесть самостоятельно (остальное читает учитель, а дети слушают), но от одного вида этого огромного текста неподготовленный ребёнок будет, мягко говоря, "в замешательстве".
Ещё один важный момент, на который я хотела бы обратить внимание. Когда ребёнок только учится читать, во время самого процесса чтения все его усилия, вся мозговая деятельность направлена на то, чтобы соединить буквы в слоги, слоги в слова, и иногда, слова в предложения. Пишу "иногда", потому что когда детка доберётся до последнего слова, уже забудет, каким было первое. Если спросить ребенка: "расскажи, о чем ты сейчас прочитал", половина деток не смогут этого сделать. И не потому что были не внимательны, а потому что были сосредоточены не над содержанием и его восприятием, а над самой техникой чтения. Вот и получается, что когда в школе неумеющий читать ребёнок прочёл условие задачи, он сразу не может думать о решении, ему надо прочесть ещё один, а то и два раза условие. А в это время учитель уже обсуждает решение с теми, кто понял условие во время чтения. Такая же ситуация на уроках Чтения: учитель уже задаёт вопросы по тексту, а ребёнок не может еще на них ответить. Поэтому, дорогие родители, если Вы хотите хоть немного уменьшить учебную нагрузку Вашего будущего первоклассника, советую Вам учить его читать. Совсем необязательно начинать в четыре года (хотя у многих детей именно в этом возрасте проявляется интерес, и они охотно учатся читать), попробуйте в пять лет, не получается самостоятельно - попросите помощи у педагога. Но отговорки "ничего не получается - он (она) не хочет" у Вас быть не должно.
Методик обучения чтению существует очень много. О том, как я научила читать своих детей, я напишу отдельно. Может быть Вашей детке подойдёт именно такой способ.
Я от души желаю всем родителям мудрости и терпения, а детям - успехов: в любом деле именно первые шаги самые трудные.