навчальна література для учнів шкіл
та дошкільних закладів
Каждому из нас в детстве читали сказку "Репка". Если спросить, кому нравилась эта сказка, то скорее всего таких найдётся немного. Сюжет простой и где-то даже скучный. Но вот лет двенадцать назад я купила своему сыну книжечку "Репка" в стихах. Так как эту книжку я передала "по наследству" племянникам, то помню только имя автора: писательницу звали Лора, к сожалению, фамилии её не помню, скорее это был псевдоним. Так вот когда я читала или рассказывала своему малышу эту сказку в стихах, за обедом можно было накормить его даже самой нелюбимой едой, и успокоить перед сном после самой активной игры. Вот эта сказка:
Захотелось как-то деду Репы пареной к обеду. В огород старик сходил, Сладку репку посадил. Репка выросла на славу! Ну не репка - чудо, право. Дернул дед, да мало сил. Бабку в помощь пригласил. - Ухвачусь-ка я за дедку. Вместе дружно дернем репку. Ох, никак... Ослабли ручки... Позову на помощь внучку. Та за бабку ухватилась. Вот все трое что есть силы Тянут эдак, тянут так, Да не вытянут никак! |
Уцепилась крепко Жучка За подол Малышки внучки. Вчетвером как дернут вместе - Ну, а репка все на месте. И тогда решила внучка: "Позову на помощь Жучку! Жучка, милая, беги, Репку дергать помоги!" Жучка кличет: "Мурка, кошка, Подсоби-ка нам немножко. Живо, кисонька, беги, Репку дергать помоги". "Как помочь? Ответ тут прост: Ухвачусь за Жучкин хвост!" Впятером что было силы Дернули - не тут-то было. |
Подзывает мышку кошка. "Ты меня не бойся, крошка. Поскорее к нам беги, Репку дергать помоги". Велика ль у мышки сила? Ну да дружба победила! Вместе вытянули репку, Что в земле сидела крепко. На здоровье кушай, дед, Долгожданный свой обед! Угости и бабку с внучкой, Косточкой попотчуй Жучку, Молочка дай миску кошке, Мышке зерен дай немножко. И устроим целый пир Развесёлый на весь мир! |
Ну правда здорово! Динамично, интересно, запоминается легко и практически навсегда. Наступает момент, когда ловишь себя на мысли, что слова выстраиваются один за другим автоматически, что в это же время ты думаешь совершенно о другом, но по-прежнему продолжаешь выразительно декламировать. Почему дети готовы слушать часами про доктора Айболита, Мойдодыра и Телефон? А в 2года декламируют на табуреточке эти длинные стихи наизусть без запинки? И упрямо не хотят рассказывать сказки про Три медведя, Теремок, а если и рассказывают, то зачастую путаются и запинаются. На мой взгляд, стихи, поэзия легче воспринимаются детьми - там ритм, рифма, короткие фразы, возможность читать "в ролях", это как песня без музыки, а песенкам дети учатся быстрее всего.
И вот издательство «Ранок» выпустило серию Казки в віршах (Сказки в стихах). Как всегда прекрасно иллюстрированные, качественные книги на русском и украинском языках. В серию входят книжки "Репка", "Колобок", "Маша и медведь", "Теремок", "Три медведя". Очень порадовало то, что в стихотворном варианте сохранены все «ключевые» фрразы, по которым мы узнаем сказку из тысячи других.
Например, в сказке «Теремок» сохранены имена героев: Мишка-шкряботушка, Жабка-скрекотушка, Зайчик-побігайчик, Лисичка-хитре личко.
В сказке «Маруся та ведмідь» сохранены слова Машеньки:
Сиджу височенько,
Дивлюсь далеченько,
Не сідай на пеньок,
Не їж пиріжок!
Неси бабі, неси діду!
В сказке «Колобок» тоже все традиционно:
Я колобок, колобок,
По засіку метений,
Із борошна спечений,
Я від баби втік,
Я від діда втік…
В стихотворную форму сказки "Колобок", "Маша и медведь", "Теремок", "Три медведя" на русском и украинском языках пересказала Ірина Сонечко.
Особо хочется остановиться на сказке «Ріпка». Автор стихотворной версии Иван Франко. Сказка написана в лучших традициях украинской поэтической школы, с юмором, четкими рифмами, старинными именами героев: баба Марушка, дід Андрушка, донечка Мінка, собачка Хвінка, киця Варварка, мишка Сіроманка. Опять же бережно сохранены все ключевые фразы традиционной сказки:
Пішли вони на город – гуп-гуп!
Узяв дід ріпку за чуб,
Баба діда – за сорочку,
Дочка бабу – за торочку,
Собачку дочку – за спідничку,
Киця собачку – за хвостик…
Очень хочется обратить внимание воспитателей, преподавателей центров развития, музыкальных работников и всех, кто работает с детскими группами на эту серию книжек. Это практически готовый материал для сценки, открытого урока, костюмированного представления или кукольного театра в детском саду! Добавьте немного музыкального сопровождения и спектакль готов.
Читайте, играйте, учите родной язык, получайте удовольствие от чтения книжек!